16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2017-3-4-51-59

ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ АСПЕКТОВ СПЛОЧЕННОСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПОИСКОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные теоретические и методологические подходы к исследованию групповой сплоченности/разобщенности. Под сплоченностью понимается качество состояния коллективного субъекта (общности, группы). Высокому уровню сплоченности присуще наличие групповой идеологии. Динамика самосознания группы тесно переплетена с саморазвитием отдельных индивидов. Повышение индивидуального самосознания ведет, как правило, к снижению сплоченности, проявлению разобщенности в социальном поле группы. Автор видит в настоящее время проблему в том, что высокий уровень групповой сплоченности, направленной на разрушение общественной системы, отдельных социальных институтов или других общностей, будет носить деструктивный характер, точно так же, как высокий уровень групповой разобщенности, в крайних своих проявлениях разрушающей коммуникативные связи, структуру социальных взаимодействий, ведущей к атомизации и хаосу. Необходимо понять, где находится предел такой сплоченности, чтобы она носила, с одной стороны, конструктивный характер, а с другой, – способствовала эффективной реализации инновационных и модернизационных процессов. В статье приводятся основания для классификации групп, описываются коммуникативные преграды (сбои, барьеры, разрывы), способствующие групповой разобщенности. Автор представляет методику коммуникативного анализа аспектов групповой сплоченности, выраженных в коммуникативных практиках на форумах в сети Интернет, разработанную и апробированную в ходе поискового исследования.

Благодарность. Исследовательская работа ведется в рамках плановой темы ФНИСЦ РАН 2017 года «Социокультурная и институциональная обусловленность управленческих практик и доминирующие тенденции в развитии организаций», шифр № 0158-2014-0090, рук. Тихонов А.В.

Количество просмотров: 3711 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 6895
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: