16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2016-2-3-56-61

ЦЕННОСТНАЯ ДИФФУЗИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И ИНОНАЦИОНАЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ

Aннотация

В статье рассматривается процесс диффузии ценностей коренных малочисленных народов Севера в процессе конфликта арктической цивилизации и западной техногенной цивилизации. Социологический анализ ценностей, проведенной по шкале Ш. Шварца показывает, что среди молодых аборигенов в значительной степени сохраняется этнически обусловленная иерархия ценностей, в структуру которых диффундируют ценностные представления новой для них социальной среды. Традиционные религии, к которым относятся автохтонные верования и православие, в результат диффузии ценностей вытесняются

В настоящее время процесс диффузии культур продолжается ускоренным темпом и имеет четкую экономическую и геополитическую детерминацию. В отечественных социологических мониторингах анализ состояния и развития базовых ценностных представлений россиян под воздействием трансформационных процессов занимал и занимает важное место.

В качестве объекта социологических исследований чаще всего выступают ценностные ориентации личности или группы – выбор ценностей, производимый людьми. Они определяют избирательность отношения человека к материальным и духовным ценностям, которая проявляется в его поведении [4, с. 122].

Следует отметить, что эти процессы идут на фоне глобальных изменений ценностей человеческого общества, связанных с проявлениями критического состояния многих мировых мировоззренческих систем – западной и восточной цивилизаций.

Многообразие конкретно-исторических ценностных систем ставит вопрос об их типологизации. В данное время существуют различные точки зрения на эту проблему, среди которых следует выделить формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход характеризуется соотнесением типов ценностных систем с этапами развития человечества или с типами общественно-экономических формаций, как это принято в марксисткой теории ценностей и решает задачу определения основных, преимущественно экономических ценностей различных обществ. Но тщательное исследование культуры различных обществ в один и тот же временной период показывает, что наряду с общими основными элементами их ценностных систем наблюдаются и значительные различия некоторых других ценностей. Так система ценностей средневековых феодальных обществ Европы с трудом может сопоставлена с ценностями феодального Востока. Более того, формационных подход ставит разные культуры в позицию подчиненности. Культуры тралицонные, рассматриваются как дикарство и варварство. Культуры более «высоких» формаций является приоритетными. В связи с этим заслуживает внимания исследование ценностных систем с позиций их цивилизационной принадлежности.

Цивилизационный подход используется в тех случаях, когда системы ценностей рассматриваются в связи с их принадлежностью к существовавшим и существующим конкретным цивилизациям. Сторонники данной методологии говорят о «восточной» и «западной» цивилизациях, «традиционных» и «техногенных», «домашней» и «рыночной». В основу определения культуры западной и восточной цивилизации Ф. Нортроп [5] положил различия в способах познания мира в восточных и западных культурах. Восточное миропостижение имеет интуитивный характер, что способствует развитию описательных наук и импрессионистского искусства. Время, природа, история воспринимаются как замкнутый цикл. Иерархическая модель семейных отношений переносится на социальную сферу. Власть персонифицируется и обожествляется. Свобода личности трактуется как уход во внутренние пространства души. Техническое развитие общества не носит характер приоритетной ценности.

Определение основных ценностей восточных и западных обществ было целью большого кросскультурного исследования, проводившегося сотрудниками американских университетов и направленного на выявление особенностей мировосприятия в различны современных обществах [6]. Задачи исследования включали изучение и классификацию ценностей различных культур. Типологизация ценностей была проведена по двум основаниям: по значению ценности и по локальной принадлежности к культуре. По результатам исследования система ценностей западных обществ характеризуется присутствием в ней в качестве первичных следующих ценностей: индивидуальность, иерархия, деньги, пунктуальность, спасение, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, цвет кожи, равенство женщин, человеческое достоинство, эффективность, религия, образование, непосредственность. Первичные ценности восточной системы представляют: материнство, иерархия, мужественность, мощь, мир, скромность, карма, коллективная ответственность, уважение к старшим, гостеприимство, наследуемое имущество, сохранение Среды, цвет кожи, святость пахотной земли, патриотизм, религия, авторитаризм.

Ценности Восточной цивилизации лежат в основе культуры «традиционных» обществ [9].

Коренные малочисленные народы Севера как особый тип социума, как специфичный субъект хозяйственной деятельности являются носителями традиционного хозяйственного уклада жизни и культуры, адаптированного к природной и ресурсной среде Севера, представителями особого пути эволюции человека – особой арктической цивилизации, формирование которой происходило в течение тысячелетий. Одним из важнейших условий сохранения и дальнейшего развития культуры коренных малочисленных народов Севера является признание ценности и уникальности их культуры, прежде всего, ими самими, что, в свою очередь, служит основой сохранения национального самосознания.

Следовательно, сложившаяся социальная ситуация предполагает социологическое исследование населения из числа коренных малочисленных народов Севера как социального субъекта и соответствующей ему деятельности, обусловленной специфической системой ценностей, которая в результате социальных процессов, происходящих в регионе, наполняется иным содержанием. В результате совершается интенсивное изменение мотивации на деятельность в сфере общественной жизни, ценностного отношения к общественной деятельности, ее соотношения с другими видами деятельности.

Модернизационные процессы ставят новые задачи перед социологами в области исследования системы ценностных ориентаций коренных малочисленных народов Севера. Необходим целостный социокультурный анализ, позволяющий определить место и роль образования и социокультурной деятельности образования в процессах взаимодействия культуры и общественных реформ, социальной дифференциации, а также воздействия новых социальных ценностей на феномены духовной жизни коренных малочисленных народов Севера.

Для исследования ценностей имеется широкий спектр методик, выбор которых определяется особенностями каждой выделенной ценности и ее местом в системе ценностей. Однако существует ограничение, связанное с реальными возможностями исследователя, и эти ограничения, к сожалению, неизбежны при обращении к каждой из выделенных проблем.

Примером адаптации цели исследования ценностей аборигенов к реальной возможности практической реализации (при условии одного исполнителя) может служить их описание в контексте выполненного в г. Магадане анализа ценностных ориентаций молодежи (учащиеся) и жителей-аборигенов представительной выборки коренного населения, проживающего в Магаданской области в 2004 и в 2011 гг. [3; 7; 8].

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой этнической группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну этническую группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственно свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируется его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов. Проведенное исследование также направлено на анализ как общих, так и этнических критериев в системе ценностей учащейся молодежи коренных малочисленных народов Севера. Исследования проводились на основе методики диагностики ценностей − «Изучение ценностей личности», широко использующаяся в нашей стране в последние десятилетия, разработанной Шаломом Шварцем па основе методики М. Рокича и его концепции о существовании терминальных и инструментальных ценностей [10]. Как известно, теоретической основой методики Шварца стала его концепция о мотивационной цели ценностных ориентации и универсальности базовых человеческих ценностей (витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические).

Для выяснения предпочтений системы ценностей по шкале можно наглядно просмотреть, каким жизненным ценностям отдают предпочтения все респонденты – учащиеся из числа коренных малочисленных народов Севера по сводному частотному распределению каждого из массивов данных учащихся. В сводной таблице распределения по всему массиву по предпочитаемой позиции распределились следующим образом[1]:

Очевидно, что этнические критерии как «национальная гордость», «принадлежность к своему народу», включенные методику опроса, в иерархии шкалы ценностей у респондентов-школьников отсутствуют, что свидетельствует об уходе на второй план представлений о значении национальной идентичности в обследованной группе школьников.

Респонденты-студенты училища критерий «национальная гордость» реализовали лишь на восьмой позиции, а этнический критерий «принадлежность к своему народу» не распознали.

Респонденты-студенты Вузов этнический фактор «принадлежность к своему народу» предъявили лишь на девятой позиции, а критерий «национальная гордость» не выделили.

Анализ данных показывает отсутствие этнических категорий среди ценностей в возрасте от 14 лет до 20 лет, а к 20-25 годам эти ценности появляются на последних позициях.

Наиболее высоким рангом среди ценностей является виктимная ценность («Здоровье» (1 и 2 позиция). Можно предположить, что данный факт – закономерная реакция на острую современную проблему сложности адаптации молодежи к урбанистическим условиям жизни. В традиционной культуре потребность сохранения здоровья безусловно осознавалось, но не являлось доминантным перед проблемами жизнеобеспечения в экстремальных условиях Севера.

Ярким примером диффузии ценностей является позиция «Образование», занимающая одну из главных позиций. В традиционной культуре знания, умения и навыки в той или другой форме осознавались или фиксировались в мифологии как непременное условие, как предикат существования. По отношению к опрошенным группам молодым людям эта установка конкретизировалась под влиянием техногенной культуры.

Социальные ценности (коллективизма, группового единства, товарищеского взаимодействия), доминантные в традиционной культуре нашли свое отражение в позиции «Хорошие и верные друзья» не только среди школьников, но и во всех остальных группах молодежи. Это объясняется стойкостью и значением коллективизма как ценности для аборигенов Севера.

Не случайно в иерархии традиционных ценностей, отразившихся в результатах исследования, оказались представления о «Счастливой семейной жизни», а такая ценность как «Любовь» занимает достойное место среди традиционных ценностей, осознается всеми группами молодежи, но выходит на одно из первых мест лишь в старших группах.

Наибольший интерес в смысле сопоставления традиционных и европейских ценностей являются позиции, формирующие персональноое самосознания − «Самостоятельность», «Уверенность в себе». Позиция этих ценностей противостоит новой, весторнизированной, гедонистической, индивидуалистической ценности как «Жизнь, полная удовольствия». Для аборигенов Севера гедонизм проявляется только в праздниках и других формах проведения свободного времени, но удовольствие, как таковое, явно не осознается как особо значимая ценность.

Традиционной ценностью для большинства молодежи коренных народностей Севера оказывается «Творчество», что отражает особенности менталитета и приверженность к красоте и образной выразительности не только для «Успешной профессиональной деятельности», но и всех других видов деятельности аборигенов Севера.

Интересно, что «Материальное благосостояние» как не традиционная ценность выходит на первый план для студентов профессионального училища. Среди школьников эта ценность не осознается, а у студентов не занимает ведущей позиции.

Оценивая приведенные выше данные в целом, можно утверждать, что среди молодых аборигенов в значительной степени сохраняется этнически обусловленная иерархия ценностей, в структуру которых диффундируют ценностные представления новой для них социальной среды.

Насколько на сохранение и диффузию ценностей влияет сохранение родного языка и отношение к овладению родным языком (в случае его утраты по тем или другим причинам)? Очевидно, что этот вопрос требует специального исследования. Это подтверждается тем фактом, что среди молодежи школьного возраста лишь 3, 4 % считали, что «Владеют родным языком в совершенстве», 28,8% − «Понимали, но разговаривали на родном языке» и считали, что «Полностью не владеют родным языком» – 67,8% респондентов.

При анализе традиционных ценностей аборигенов Севера трудно оставаться на позициях «культурного традиционализма». Как и социокультурное развитие любых этносов в целом, ценностный аспект культуры детерминируется не только в духовной сфере, но и реальными условиями жизнедеятельности, то есть реалиями природной среды и использованием ее ресурсов в образе жизни и деятельности населения. Не смотря на доминирующий в культурологи подход к социально-культурному развитию, прежде всего, как к духовному развитию, трудно обойти такие понятия как материальная культура, образ жизни и жизнедеятельность, из которых последнее в наибольшей степени отражает биосоциальный характер основных движущих сил, определяющих воспроизводство и сохранение этносов – особенно в экстремальных природно-географических условиях.

Религия не вошла в десятку доминантных ценностей. Для уточнения предпочтений по этой позиции были проведены дополнительные исследовании. Студентам и учащимся было предложено ответить на вопросы «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» и «Если Вы считаете себя верующим человеком, то к какому вероисповеданию Вы относитесь?» Анализ выявил следующую картину:

Данные распределения обусловлены тем, что опрос проводился среди студентов и учащихся, которые преимущественно проживают в национальном районе, где зарегистрированы две религиозные организации: православие и евангельские христиане пятидесятники. Русская православная церковь в регионе имеет значительную долю приверженцев, признающих ее особую роль и традиционный характер. Эвены массово стали принимать христианство с 1780-х гг. К 1820 г. практически все они были уже крещены (по сведениям святителя Иннокентия (Вениаминова), в то время – епископа Камчатского, Курильского и Алеутского) [1]. Это подтверждается и свидетельством священника Андрея Аргентова, который указывал, что среди колымских эвенов «язычники вывелись» уже в начале ХIХ в. [2]. Эвены стали одним из наиболее христианизированных народов Севера. В местах их расселения строились православные церкви и часовни. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. В меньшей мере, но такая же картина распространения православия наблюдалась и у коряков Магаданской области. Традиционные верования фактически «вернулись» в регион последние 10 лет. Праздники природных циклов, поклонения «семейным» духам, «жертвоприношения» домашним идолам сегодня определенная часть КМНС рассматривает как «возвращение к национальным истокам». В тоже время нельзя не отметить деятельность различных протестантских деноминаций, активизировавшихся в области. В национальных районах области случаях рост последователей протестантских конфессий из числа КМНС достигает до 50 процентов в маленьких национальных селах и поселках. Например, в национальном селе Верхний Парень.

На вопрос: Стремитесь ли Вы ориентироваться на религиозные ценности в Вашей повседневной жизни? (соблюдаете правила и запреты, определенные Вашей религией) были получены следующие ответы:

Евангельские христиане пятидесятники появились в национальном районе только в 2000 году и в результате активной миссионерской работы создали религиозную организацию только из аборигенов.

Очевидно, что ценности «новой» для молодежи КМНС религии являются доминантными и вытесняют традиционные ценности.

Диффузия ценностей имеет серьезный, предопределенный историческим развитием цивилизационный аспект. Именно «внутри» цивилизации оказываются возможными те или другие формы межэтнического взаимодействия во всех его проявлениях.


[1] Номера позиций, занимаемых отдельными ценностями в каждой группе.

Список литературы

1. Афанасьева Н.Р. Эвены и христианство. Записки Гродековского музея. 2007. Вып. 18. Культура народов Дальнего Востока. URL: http://pravostok.ru/blog/eveni-i-hristianstvo/

2. Эвены. Этнонациональные общности России. URL: //http://www.ethnos.nw.ru/lib/data/142.html

3. Громова Н.З. Особенности ценностных ориентаций на образование у коренных малочисленных народов Севера: дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 173 c.

4. Козлова О.Н. Духовная культура современного общества // Социально-политич. науки. 1991. №10.

5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

6. Ситарам К.С., Когделл Р.Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. №2. С. 51-64; №3. С. 60-68; №4. С. 106-116.

7. Поспелова С.В. Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области: дис. ... канд. филос. наук. М., 2005. 173 c.

8. Поспелова С.В. Религия и ценностные ориентации жителей магаданской области / Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю.Ю. Синелиной): материалы Третьей Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 13 сентября 2013 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. Белгород: ИД «Белгород», 2013. С. 299.

9. Ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1994. №6. С. 10-22.

10. Shalom H. Schwartz. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. 2(1). Pр. 45-56.