16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-6

Стратегический анализ региона (на примере Могилевской области Республики Беларусь)

Aннотация

Актуальность стратегического анализа регионов обусловлена высокой степенью динамизма, сложности и взаимообусловленности процессов социально-экономического развития в контексте развития постиндустриального общества, а также возрастанием значимости тесного взаимодействия граждан и органов государственного управления при принятии управленческих решений. Важное значение приобретет стратегическое планирование с учетом оценки внутренних и внешних условий развития региона, а также социально-экономическое прогнозирование. В статье систематизированы подходы к реализации регионального стратегического анализа, определены направления прикладного анализа регионов с выходом на систему методов и направлений прогнозирования. На примере Могилевской области Республики Беларусь проведен стратегический анализ в рамках территориального и системного подходов с использованием социологических методов исследования: анализа статистической и официальной информации, результатов глубинных интервью с представителями управленческой вертикали, социальной сферы и общественных организаций. Стратегический анализ Могилевской области позволил обозначить характерные особенности конкретных территорий и отдельных сфер жизнедеятельности региона и определить следующие направления его развития на уровне государственного управления: активное строительство субъектов хозяйствования логистической направленности, что позволит развивать инновационные технологии управления и автоматизации, международное сотрудничество в области логистики, привлекать иностранные инвестиции, создавать новые рабочие места, а также выровнять развитие субрегионов; экологизация и модернизация химических предприятий, обеспечение радиационной безопасности населения, что позволит сохранить демографический и трудовой потенциал региона, а также активизировать развитие различных направлений туристической отрасли; повышение роли местного самоуправления и широкое использование интернет-ресурсов во взаимодействии населения и органов государственной власти, что повысит социальную активность граждан и прозрачность управленческих решений.


Введение (Introduction). Постиндустриальное общество, для которого характерными являются всевозрастающие процессы глобализации всех сфер общественной жизни, усиление неравенства и возможностей социально-экономического развития регионов, требует трансформации системы государственного управления в сторону усиления синергетического подхода. Это предполагает не только взаимообусловленность и взаимовлияние всех сфер жизнедеятельности регионального населения, но и тесное взаимодействие государства и общества, принятие управленческих решений на основе как достоверной и актуальной информации, так и на основе глубокого понимания потребностей, запросов и интересов граждан. Важное значение приобретет стратегическое планирование с учетом оценки внутренних и внешних условий развития региона, а также социально-экономическое прогнозирование.

Все эти процессы и элементы находят отражение в рамках стратегического анализа региона и основываются не только на комплексном подходе в оценке текущей ситуации, но и позволяют определить наиболее оптимальные пути реформирования отдельных отраслей и сфер в рамках долгосрочного устойчивого развития. Стратегический анализ регионов позволяет определить ресурсы, необходимые для эффективной реализации программ регионального развития; способы трансформации различных отраслей для приведения стратегий в соответствие с общенациональными приоритетами социально-экономического развития; направления социально-экономической политики, приоритетные для каждого региона, а также адекватные современным реалиям формы взаимодействия управленческой вертикали и граждан (Боязитов, 2016: 146). Стратегическое управление в условиях развития постиндустриального общества во многом связано с реализацией принципов партнерства, усилением роли горизонтальных структур, тесным взаимодействием управляющих и управляемых систем, повышением роли самоуправления, усилением ценностного подхода к процессу управления и его результатам.

Методологияиметоды (Methodology and methods). Интерес к стратегическому анализу и планированию в рамках государственного управления стал проявляться в зарубежных странах в конце ХХ века. В США стали использовать методы стратегического планирования при создании комплексных социально-экономических программ развития и планирования деятельности (Prahalad, Hamel, 1990). Особенность западных подходов к региональному стратегическому планированию заключается в большем акценте на согласовании интересов разных групп населения и построении эффективной коммуникации между властью и населением (Chandler, 1962), а также фундаментальных аспектах стратегического мышления (Goldman, 2007).

В российских исследованиях стратегическое развитие регионов является актуальным как на государственном, так и на корпоративном уровнях. Вопросами методологии стратегического анализа и управления территориями занимаются А. А. Гершанок, Г. А. Демин (Гершанок, 2018). Проблематика изучения брендинга как инструмента экономической политики региона стала предметом исследования П. А. Макарова и А. И. Абдряшитовой (Макаров, Абдряшитова, 2017), а также С. В. Фролова (Фролов, 2019). Особенности применения методики Swot-анализа в анализе регионов рассматриваются в работах Л. С. Мазелиса, В. О. Морозова, (Мазелис, Морозов, 2014). Акцентируя внимание на взаимосвязи политического и стратегического анализа, А. А. Дягтерев определяет особенность стратегического анализа в том, что стратегия является неотъемлемым элементом эффективного государственного управления, объединяя цели самого высокого порядка и конкретные решения на местах (Дягтерев, 2010).

В Беларуси анализом регионального развития занимаются ученые Институтов экономики и социологии НАН Беларуси и НИЭИ Минэкономики, географические и экономические вузы. В ходе исследования ими был затронуты вопросы регионального стратегического планирования в современных условиях, разработана система критериев и индикаторов экономического роста регионов, определены механизмы вертикального взаимодействия на уровне органов местного управления и самоуправления, а также принципы согласования стратегии развития регионов с перспективными планами бизнес-сообществ (Рекомендации, 2015). Кроме того, разработан проект Концепции региональной политики с целью выработки механизмов согласования интересов власти и общества, а также для развития внутриреспубликанского и трансграничного регионального сотрудничества (Фатеев, 2004).

Несмотря на активный интерес ученых в области регионального стратегического анализа и планирования, недостаточное внимание уделяется вопросам совершенствования форм и механизмов взаимодействия государства и общества, а также активного участия граждан в вопросах определения приоритетных направлений развития регионов. В условиях информационной открытости граждане становятся более требовательными к прозрачности деятельности органов государственного управления, хотят выступать активными субъектами реализации региональной политики. Все же эффективность стратегического анализа и планирования в конечном итоге измеряется социальными настроениями, насколько жители удовлетворены уровнем развития региона, возможностями реализации трудовых и социальных потребностей, развитием инфраструктуры. Поэтому наиболее эффективным выступает междисциплинарный подход в стратегическом анализе регионов с акцентом на формы конструктивного диалога по линии власть-общество.

Методология стратегического анализа включает ряд подходов. При этом можно выделить стратегический анализ на общегосударственном уровне, который в большинстве своем определяется особенностями политического анализа, и прикладной стратегический анализ регионов с выходом на систему методов и технологий, а также приоритетные направления развития прогнозного характера.

В рамках общегосударственного уровня стратегического анализа актуальным является подход Э. Н. Ожиганова и Д. Е. Слизовского, выделивших в стратегическом анализе два ключевых направления: анализ иерархических процессов и анализ системной динамики. Анализ иерархических процессов представляет собой методологию для структурирования, измерения и синтеза факторов внешнего и внутреннего порядка (Ожиганов, 2006). Ключевыми принципами реализации данного направления выступают: принцип декомпозиции, позволяющий разложить сложную проблему на ряд более простых по принципу операционализации понятий; принцип сравнительных суждений, ключевой задачей которого является согласованность с главной целью; принцип иерархической композиции, позволяющий определить глобальные приоритеты на всех уровнях анализа (Ожиганов, 2006).

В свою очередь, анализ системной динамики тесно связан с моделированием и комбинацией количественных и качественных методов, и применяется для исследования сложных государственных систем и динамики их характеристик в соответствии с принятием определенных управленческих решений, а также для исследования конкретных случаев в рамках данных систем, позволяющих обосновать применение той или иной методики. (Ожиганов, 2006: 96). Данное направление выступает эффективным подходом при принятии управленческих решений во всех сферах хозяйствования на всех уровнях государственного управления.

В рамках регионального стратегирования анализ иерархических процессов и анализ системной динамики определяют прежде всего комплексное видение процессов социального и экономического развития региона, а также выделение приоритетных направлений развития его отдельных отраслей с учетом специфики регионов. Субъектами стратегического анализа регионов на общегосударственном уровне являются не только органы государственного управления представительной и исполнительной власти, но и предприятия, организации, сообщества предпринимателей малого и среднего бизнеса, общественные организации, представители общественности, выражающие интересы различных социальных групп региона (Пивень, 2014).

Основной целью регионального стратегического планирования на общегосударственном уровне Республики Беларусь является разработка концепции регионального развития с опорой на стратегические приоритеты развития национальной экономики. При этом ключевым направлением является обеспечение роста уровня и качества жизни населения регионов на основе роста производительности труда и человеческого капитала, формирования высокоэффективных экономических структур и создания региональных кластеров, объединяющих наиболее приоритетные точки развития каждого региона (Вертинская, 2016: 25).

В рамках прикладного регионального анализа А. А. Гершанок предпринял попытку применить не только многоуровневый, но и междисциплинарный подход, выделив системный, программно-целевой, корпоративный и территориальный аспекты. В рамках системного подхода регион рассматривается как совокупность нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой: производственная, агропромышленная, социальная, финансово-экономическая, управленческая и инфраструктура. В основе программно-целевого подхода лежит постановка наиболее общих и конкретных целей развития и путей их достижения. В рамках корпоративного подхода используются методы стратегического менеджмента (анализ внешней среды региона, изучение имеющихся конкурентных преимуществ региона). В свою очередь, территориальный подход направлен на выработку стратегии социально-экономического развития региона, главной целью которого выступает повышения материального благосостояния граждан (Гершанок, 2018: 41).

Стратегический анализ на прикладном региональном уровне предполагает, как разработку конкретных сценариев регионального развития с учетов имеющихся экономических, социальных и природных ресурсов, так и выработку прогноза социально-экономического развития в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы. В рамках данного подхода значимым являются наработки белорусских ученых по сравнительному анализу уровней социально-экономического развития регионов, а также прикладные аспекты интенсификации регионального развития для его применения в конкретных условиях с учетов потенциала развития каждого региона (Козловская, 2004). В частности, систематизация регионов Беларуси по уровню промышленного развития позволила определить пути решения региональных диспропорций. Так, для достижения устойчивого развития экономики И. И. Запрудский предлагает провести институциональную реструктуризацию производства, путем создания в каждом регионе промышленных региональных кластеров с учетом региональной специфики и на основе специализации, позволяющей обеспечить рост конкурентоспособного производства (Запрудский, 2015).

Кроме того, стратегический анализ региона предполагает выработку социально-экономического прогноза и определение направлений развития регионального комплекса и его структурных составляющих (Придворова, 2013). Вырабатывается как общая концепция регионального развития в рамках конкретного территориального образования, так и сроки достижения целевых показателей развития отдельных отраслей народного хозяйства за определенный период (Зеленцова, Зубова, 2016).

Результаты регионального прогнозирования используются органами государственного управления для обоснования целей социально-экономического развития, выработки направлений социальной политики региона, а также определения точек роста региона (Шеховцева, 2006).

Белорусские экономисты исследуют региональное развитие посредством совмещения программно-целевого и корпоративного анализа и выделяют следующие методы регионального анализа: SWOT-анализ (выявление факторов внутренней и внешней среды и разделении их на четыре категории: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), региональная диагностика (количественно-качественная оценка ситуации и проблем в системе признаков и показателей), атлас территорий (картографический метод, в наглядной форме отражающий развитие регионов различных рангов по отдельным аспектам устойчивого развития (Рекомендации, 2015).

Анализ особенностей применения методов стратегического анализа, а также обращение к зарубежному опыту в данном направлении (Glenn, Gordon, 2009), позволяет отметить, что в практике регионального анализа данные методы взаимно дополняют друг друга, и во многом определяются стратегий развития конкретного региона.

Для получения обратной связи с гражданами и активного включения их в процесс выработки стратегий развития региона существующие методы стратегического анализа следует дополнить социологическими, направленными на изучение мнения граждан и их оценки как уровня социально-экономического развития региона в целом, так и отдельных его сфер в частности. В этом направлении актуальным является также анализ каналов коммуникации по линии власть-общество, что связано с растущей в обществе потребностью в построении открытого и эффективного взаимодействия между населением и властью. Коммуникационные стратегии являются эффективным способом повышения взаимного доверия между обществом и населением (Кара, 2009).

В материалах статьи проведен анализ одного из регионов Беларуси (Могилевской области) в рамках территориального и системного подхода, с использование социологических методов исследования (анализа статистической и официальной информации, результатов глубинных интервью с представителями управленческой вертикали, социальной сферы и общественных организаций), а также представлен анализ форм коммуникации между гражданами и органами государственного управления.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Могилевская область находится в восточной части Республики Беларусь на границе с Российской Федерацией и отличается выгодным транспортным расположением. Через территорию области проходят важные железнодорожные и автомагистрали. Вместе с тем транспортные коридоры Могилевского региона используются не в полной мере ввиду недостаточного развития современной транспортнологистической инфраструктуры. Так, из сорока восьми белорусских логистических центров на территории Могилевской области расположены только три: ТЛЦ «Могилев-Белтаможсервис», ТЛЦ СООО «СТЛ Логистик», Могилевский филиал РТЭУП «Белинтертранс».

Для Могилевской области характерно разделение на три субрегиона: Могилевский, Бобруйский и Кричевский (Козловская, 2004). Могилевский и Бобруйский субрегионы отличаются более выгодным экономико-географическим положением. На их территории более развитая транспортная инфраструктура. Центрами притяжения трудовых ресурсов и экономической активности выступают крупные административные центры – Могилев и Бобруйск, которые отличаются близким расположением к столице. Здесь же сконцентрировано большинство промышленных предприятий и основной контингент предпринимателей Могилевской области.

Вместе с тем Кричевский субрегион имеет периферийное положение относительно крупных городских центров, находясь в крайней восточной части страны, что влияет на экономическую активность субъектов хозяйствования. Так, в Мстиславском и Костюковичском районах данного субрегиона наименьшее количество малых и микроорганизаций по республике (Статистический сборник. Регионы Республики Беларусь, 2020). Отсутствие единого крупного административного центра, а также плотное приграничье с Российской Федерацией, создают предпосылки роста миграционных настроений в данном субрегионе. В большинстве своем это временная трудовая миграция в российские города (Смоленск, Москва) преимущественно в рамках строительной отрасли.

Географическое расположение Могилевской области обуславливает тесное сотрудничество с регионами России по разным направлениям. Развитие торговых связей с Российской Федерацией является одним из главных приоритетов внешнеэкономической деятельности области. Ведущее место в экспортных программах занимают химические волокна и нити текстильного и технического назначения, пластмассы и изделия из них, шины, пассажирские лифты и т.д. Кроме того, установлено взаимодействие в сфере торгово-экономического сотрудничества, образования, культуры и искусства, спорта, туризма, в рамках реализации молодежных программ (Фомичева, Сопина, 2016).

Системный подход в стратегическом анализе Могилевской области позволил выделить характерные особенности развития производственно-экономической сферы и инфраструктуры региона, социально-демографической и экологической ситуации в области, а также провести анализ системы коммуникации по линии власть-общество, без чего региональный анализ является неполным и не отвечает ключевой цели концепции развития области.

В производственно-экономическом потенциале региона превалирует промышленность, в которой занято треть всех работающих (Статистический сборник. Регионы Республики Беларусь, 2020). Наиболее развитыми отраслями промышленности являются химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка. Ряд предприятий Могилевской области отличаются низкой экономической эффективностью, что порождает проблему неполной занятости, несвоевременной выплаты заработной платы и низкого уровня среднедушевого дохода. Кроме того, в регионе самая низкая инновационная активность субъектов хозяйствования. За последние 10 лет в области не создано ни одного производства, выпускающего новую для мирового рынка продукцию. В качестве основной причины, препятствующей повышению инновационной активности предприятий, выделяют недостаток собственных оборотных средств и высококвалифицированных кадров (Панкова, Бальчевская, 2019).

Экологическая ситуация в регионе, с одной стороны, определяется последствиями произошедшей катастрофы на Чернобыльской АЭС, что привело к радиоактивному загрязнению сельского и лесного хозяйства почти на третьей части территории области, а с другой – существенным влиянием предприятий химической и нефтехимической промышленности, действующих в настоящее время в крупных городах региона. В ходе глубинных интервью было отмечено, что городские жители крайне обеспокоены загрязнением воздуха, водоемов и прилегающих к ним зон отдыха в Могилеве и Бобруйске.

Для социально-демографической ситуации характерны общереспубликанские тенденции со своими особенностями:

- естественная убыль населения (коэффициент смертности в Могилевской области превышает среднереспубликанский уровень, самые высокие значения показателя естественной убыли населения в Бобруйском районе, Чаусском, Глусском районах);

- снижение уровня рождаемости (в 18 районах области уровень рождаемости упал по сравнению с предыдущим годом, самые низкие средние значения показателя рождаемости в Могилеве и Бобруйске, а также в Горецком, Мстиславском, Кричевском и Климовичском районах) (Статистический сборник. Естественное движение населения по Республике Беларусь, 2020);

- старение населения (доля лиц старше трудоспособного возраста одна из самых высоких среди областей, лидерами по коэффициенту старости в регионе являются Бобруйский и Глусский районы);

- сокращение численности трудовых ресурсов (за последние семь лет численность трудоспособного населения уменьшилась на 7 процентов, что превышает средний показатель по республике) (Статистический сборник. Труд и занятость в Республике Беларусь, 2020).

Эксперты обратили внимание, что одной из ключевых проблем Могилевской области является отток молодежи. Для закрепления молодежи и специалистов на местах, а также для решения выше перечисленных демографических проблем региона, по их мнению, необходимо формирование эффективной занятости и модернизация предприятий, создание благоприятных условий для развития предпринимательства и фермерства, открытие филиалов высших учебных заведений и учреждений среднего специального образования, открытие новых предприятий с целью создания новых рабочих мест.

В развитии инфраструктуры можно отметить существенные сдвиги по определенным направлениям. Обеспеченность населения жильем в городских поселениях и в сельской местности выше среднереспубликанского показателя. За первое полугодие 2020 года введено в эксплуатацию более ста объектов инфраструктуры, включая лечебный корпус Бобруйской городской детской больницы, поликлинику, детские дошкольные учреждения, бассейн, биатлонный комплекс, мемориальный комплекс и новое здание музея (Стратегия устойчивого развития Могилевской области на период до 2035 года, 2020).

В ходе глубинных интервью представители общественных организаций отметили, что жители положительно оценивают возведение инфраструктурных объектов и отмечают повышение качества жизни в малых городах и сельской местности. Однако, вызывает недовольство плановая оптимизация объектов социальной инфраструктуры (ликвидация или перепрофилирование сельских дошкольных учреждений, средних школ, фельдшерско-акушерских пунктов, сельских учреждений культуры, объектов торговли), а также качество жилищно-коммунальных услуг.

В рамках анализа каналов коммуникации по линии власть-общество, функционирующих в Беларуси, целью которых является активное участие граждан в принятии управленческих решений, можно выделить систему оценки регулирующего воздействия, систему местного самоуправления, проведение диалоговых площадок.

Система оценки регулирующего воздействия призвана обеспечить участие граждан в разработке планируемых к принятию законодательных актов. Основной информационной площадкой для этого выступает сайт «Правовой форум Беларуси». Вместе с тем, существует ряд недостатков в реализации механизма оценки регулирующего воздействия: не определен перечень нормативных актов, публичное обсуждение которых будет обязательным этапом для его принятия нормотворческим органом, не приняты методические рекомендации по работе с оценкой регулирующего воздействия (Соловьев, 2017). Кроме того, в рамках обсуждения ряда проектов на сайте «Правовой форум Беларуси» не публикуется информация о рассмотренных и отклоненных предложениях, высказанных в ходе публичного обсуждения. Остается неясным, какие из замечаний и предложений граждан были учтены при подготовке документа, а какие были отклонены.

Система местного самоуправления является наиболее гибкой и максимально приближенной к гражданам формой взаимодействия и осуществляется через Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах (Котляров, 2015). В Могилевской области зарегистрировано 853 коллегиальных органов территориального общественного самоуправления и 9218 единоличных органов территориального общественного самоуправления, которые объединяют более 12,8 тыс. инициативных людей (Могилевская областная ассоциация местных советов депутатов).

Вместе с тем, результаты опросов показывают, что граждане слабо вовлечены в деятельность местного самоуправления: только 11% населения участвовали в местных собраниях; в организации и проведении выборов в местный Совет депутатов – 6% граждан; практически никто не участвовал в местных референдумах, обсуждении программ социально-экономического развития и проектов решений местных Советов депутатов (Эсмантович, 2018).

С целью сбора предложений по совершенствованию белорусского конституционного законодательства в 2020 году во всех регионах Беларуси было организовано проведение диалоговых площадок, в рамках которых граждане также обсуждали проблемные аспекты регионального развития. В Могилевской области проведено 9 дискуссионных встреч и выработаны предложения по вопросам развития экономики, социальной сферы, молодежной политики и трудовых ресурсов (Об итогах социально-экономического развития Могилевской области, 2020). В целях повышения эффективности коммуникации по линии власть-общество гражданами было предложено расширять возможности и виды онлайн взаимодействия с органами власти: организовывать электронные опросы, форумы, консультации, а также разработать мобильные сервисы (платформы), где жители могли бы сообщать о состоянии инфраструктуры города и проблемах, требующих решения на уровне села, города, района или области (программа).

На основе территориального и системного подходов, а также анализа системы коммуникации власти и общества, экспертами определены следующие направления прогнозного характера в отношении развития некоторых сфер жизнедеятельности Могилевского региона:

- более активное строительство субъектов хозяйствования логистической направленности позволит развивать инновационные технологии управления и автоматизации, международное сотрудничество в области логистики, привлекать иностранные инвестиции, создавать новые рабочие места, а также выровнять развитие субрегионов;

- экологизация и модернизация химических предприятий, обеспечение радиационной безопасности населения будет способствовать сохранению демографического и трудового потенциала региона, а также развитию различных направлений туристической отрасли;

- активное включение населения в деятельность местного управления и самоуправления, совершенствование системы оценки регулирующего воздействия, широкое использование интернет-ресурсов во взаимодействии населения и органов государственной власти позволит повысить открытость управленческой деятельности госорганов и уровень доверия населения.

Заключение (Conclusions). В целом проведенное исследование на теоретическом и эмпирическом уровнях показывает, что в рамках регионального стратегического анализа можно выделить общегосударственный уровень, предполагающий комплексную оценку процессов социально-экономического и общественно-политического развития региона в системе государственного регулирования экономики. На прикладном уровне определяются характерные особенности развития производственно-экономической сферы, выделяются ключевые точки роста и направления реструктуризации отдельных сфер, а также осуществляется прогнозирование и определяются целевые показатели развития.

Стратегический анализ Могилевской области позволил, с одной стороны, систематизировать информацию относительно развития различных сфер жизнедеятельности региона, обозначив демографические и экологические проблемы, а также проблему неравномерного распределения как промышленного, так и трудового потенциала; с другой – определить направления и пути решения указанных проблемных аспектов с учетом возможностей социально-экономического развития и сложившихся в настоящее время аспектов развития общества.

Список литературы

Боязитов Д. Р. Особенности управления региональным развитием в глобальном информационном обществе // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2016. № 24. С. 146-151.

Вертинская Т. С. Стратегии устойчивого развития регионов Беларуси: к вопросу о разработке новой методологии // Псковский регионологический журнал. 2016. № 3 (27). С. 17-30.

Гершанок А. А., Демин Г. А., Ощепков А. М. Развитие методологии стратегического управления территориальными образованиями // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8, 3А. С. 39-49.

Дягтерев А. А. Прикладной политический анализ. М.: МГИМО, 2010. 546 с.

Запрудский И. И. Особенности неравномерности промышленного развития регионов Беларуси в XXI веке // Проблемы безопасности российского общества. 2015. № 2. С. 185-191.

Зеленцова С. Ю., Зубова Л. А. Прогнозирование социально-экономического развития регионов РФ // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 54. С. 64-68.

Кара И. В. Общество и власть: коммуникативные стратегии доверия // Вестник РГГУ. 2009. № 1. С. 29-37.

Котляров И. В. Беларусь на пути в будущее: социологическое измерение. Мн.: Беларуская навука, 2015. 499 с.

Козловская Л. В. Социально-экономическая география Беларуси. Мн.: БГУ, 2004. 100 с.

Мазелис Л. С., Морозов В. О. Методика Swot-анализа рисков региона в разрезе основных макроэкономических показателей социально-экономического развития (на примере Камчатского края) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 545-552.

Макаров П. Ю., Абдряшитова А. И. Брендинг как инструмент экономической политики региона: проблемы управления // Региональные исследования. 2017. № 1 (55). С. 91-100.

Могилевская областная ассоциация местных советов депутатов. В могилевской области налажена система стабильных и эффективных взаимоотношений органов местного управления и самоуправления, 2021 г. URL: http://as-deputatov.by/ (дата обращения: 20.09.2021)

Об итогах социально-экономического развития Могилевской области и г. Могилева за 9 месяцев 2020 г., 2020 г. URL: http://mstislavl.mogilev-region.by/uploads/documents/folder/2.-Ob-itogax-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Mogilevskoj-oblasti-za-9-mesjatsev-2020-g..docx (дата обращения: 21.09.2021).

Ожиганов Э. Н. Стратегический анализ политики: теоретические основания и методы. М.: Аспект Пресс, 2006. 272 с.

Панкова Т. Н., Бальчевская О. В. Оценка устойчивого развития Могилевской области // Сборник научных трудов «Современные проблемы экономики». 2019. № 1 (28). С. 209-220.

Пивень И. Г. Стратегическое управление развитием региона в современных условиях // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 28. С. 67-72.

Придворова Е. С. Сравнительный анализ методов прогнозирования социально-экономического развития региона (на примере Белгородской области) // Научные ведомости. 2013. № 1 (144). Выпуск 25/1. С. 5-14.

Рекомендации по разработке региональных стратегий устойчивого развития в Республике Беларусь, 2015 г. URL: http://www.economy.gov.by/uploads/files/002835_209254_6.pdf (дата обращения: 10.09.2021)

Соловьев П. В. Публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов как средство снижения коррупционных рисков. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/172618 (дата обращения: 05.09.2021)

Статистический сборник. Естественное движение населения по Республике Беларусь. Минск, 2020. 54 с.

Статистический сборник. Регионы Республики Беларусь. Минск, 2020. 776 с.

Статистический сборник. Труд и занятость в Республике Беларусь. Минск, 2020. 316 с.

Стратегия устойчивого развития Могилевской области на период до 2035 года, 2020 г. URL: http://apr.gov.by/data/_quarantine/doc-bobr-by43.pdf (дата обращения: 10.09.2021)

Фатеев В. С. Региональная политика: теория и практика. Минск: ЕГУ, 2004. 480 с.

Фомичева Л. М., Сопина В. И. Сотрудничество России и Белоруссии в реализации молодежной политики // Политика, экономика и инновации. 2016. № 6(8). С. 5-10.

Фролов С. В. Бенчмаркинг в государственном стратегическом управлении // Инновации и инвестиции. 2019. № 12. С. 126-128.

Шеховцева Л. С. Концептуальные основы стратегического управления развитием региона // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2006. № 4 (9). С. 690-693.

Эсмантович Е. И. Взаимодействие органов местного управления и самоуправления как принцип организации местной власти // Юридический вестник Самарского университета. 2018. Т. 4, № 1. С. 129-134.

Chandler A. D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962.

Glenn J. C., Gordon T. J. Futures Research Methodology Version 3.0. The Millennium Project, 2009.

Goldman E. Strategic thinking at the top // MIT Sloan Management Review. 2007. № 48 (4). Рр. 75-81.

Prahalad C. K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Review. 1990. May-June. Pр. 79-91.