16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-4-0-1

Трансформации в системе ценностных ориентаций молодежи Кабардино-Балкарской Республики

Aннотация

Современные глобализационные процессы и бурное технологическое развитие являются источником фундаментальных сдвигов в структуре ценностных ориентаций народов нашей планеты. Некогда закрытые, консервативные сообщества постепенно приобщаются к постматериальным ценностям глобального мира, оставляя традиционные ценности своих народов для учебников истории. Северный Кавказ не является исключением. Народы региона находятся под давлением глобализации, вследствие чего, традиционные ценности теряют свою значимость в структуре ценностных ориентаций населения. Трансформационные процессы на Северном Кавказе протекают неравномерно, в зависимости от социокультурных особенностей сообществ, и, зачастую, служат источником возникновения конфликтов. Предметом исследования является система ценностных ориентаций населения. Цель работы заключается в исследовании трансформации ценностных ориентаций молодежи Кабардино-Балкарской Республики. Методологической основой исследования являются системный и междисциплинарный подходы. Методом исследования является вторичный анализ данных. Выявлено, что структура ценностных ориентаций молодежи республики трансформируется под влиянием глобализационных процессов. Отношение к семье, являющейся одной из ключевых ценностей традиционного общества, меняется, что проявляется в большом количестве разводов, нехарактерных для консервативных обществ Северного Кавказа. В Кабардино-Балкарии позиции традиционных ценностей, передаваемых из поколения в поколения, все еще высоки в структуре ценностных ориентаций молодежи. Однако в последние годы большую популярность приобретают постматериальные ценности, пропагандирующие свободу индивидуального выбора жизненного стиля и самовыражения.


Введение (Introduction). Начало XXI века характеризуется ускорением глобализационных процессов и технологического развития сообществ. Доступ к интернету получают все больше и больше людей, аудитория социальных сетей увеличивается в геометрической прогрессии, локальные, самобытные культуры испытывают на себе возрастающее влияние унифицированных ценностей потребительского общества (Flanagan, Lee, 2003; Welzel, 2011). Данные процессы протекают с различной степенью интенсивности, в зависимости от социокультурных особенностей народов, живущих на нашей планете. В Европе, Северной Америке и других высокоразвитых регионах мира отмеченные нами процессы протекают наиболее активно (Inglehart, 1977). Однако влияние глобализационных процессов, в настоящее время, заметно и в менее развитых, традиционных обществах.

В России глобализационные процессы протекают неравномерно, в силу наличия существенной диспропорции в уровне социально-экономического развития регионов. Выделяются высокоразвитые регионы (Москва, Санкт-Петербург), наиболее активно включенные в современные глобализационные процессы, и регионы, значительно отстающие от лидеров в уровне социально-экономического и технологического развития, население которых в своей жизнедеятельности руководствуется ценностями традиционного общества (Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республика Дагестан и т.д.). Проникновение ценностей постмодерна (Инглхарт, 1997) в национальные республики Северного Кавказа является одним из факторов, лежащих в основе конфликтов, периодически возникающих в данном регионе.

Методологияиметоды (Methodology and methods). Молодежь – наиболее открытая для новых идей, смыслов и технологических достижений, часть общества. Именно она, приобщаясь к результатам прогресса современного общества, транслирует их последующим поколениям. Молодежь выступает одновременно и в качестве субъекта, и в качестве объекта социализации. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ об «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993 год) к числу молодежи относятся лица в возрасте от 14 до 30 лет[1]. Изучению проблем молодого поколения посвящено множество работ современных авторов. Ю. Р. Вишневский и В. Т. Шапко отмечают, что в обстановке быстрых изменений и обновления всех сфер общественной жизни первостепенное значение имеет преодоление противоречий между молодежью и обществом, укрепление их взаимодействия и согласования интересов. В своей работе они предлагают сочетание двух стратегий молодежной политики: собесовской и инновационной (Вишневский, Шапко, 1997). Различные аспекты молодежной политики раскрываются в трудах В. А. Смирнова (Смирнов, 2014) и В. Т. Лисовского (Лисовский, 1996).

Проблемы и особенности трансформации ценностных ориентаций молодого поколения исследуются в работе Д. А. Гугуевой и О. В. Фетисовой. Они проводят анализ ценностных стратегий современной российской молодежи в реальном и виртуальном социуме (Гугуева, Фетисова, 2016). И. В. Шевченко и Р. Н. Шматков отмечают, что, в силу общественно-политических потрясений конца XX века, в нашей стране система современных образовательных ценностей молодежи «передвинулась с общегосударственного уровня на социально-групповой и индивидуальный» (Шевченко, Шматков, 2014: 292). Изучению системы ценностей современной студенческой молодежи посвящены работы Г. Б. Кошарной и Л. В. Рожковой (Кашарная, Рожкова, 2012), И. В. Малолетневой, Ж. В. Жиратковой, Т. С. Элиаровой (Малолетнева, Жираткова, Элиарова, 2018), Н. В. Смола (Смола, 2014). О. В. Новиченко анализируя политические ценности современной российской молодежи и особенности их политической социализации, приходит к выводу, что противоречивость и размытость политического пространства не позволяет сформироваться устойчивой структуре идентичностей молодого поколения (Новиченко, 2013).

Помимо выше перечисленных работ, можно отметить наличие большого пласта трудов, посвященных региональным особенностям трансформации ценностных ориентаций молодежи. Е. А. Авдеев отмечает, что «дрейф к модернистским ценностям является базовой тенденцией и для Северо-Кавказского региона» (Авдеев, 2019: 115). По его мнению, среди молодого поколения национальных республик существует тенденция к уменьшению роли традиционных ценностей в повседневной частной жизни. Также можно отметить региональные исследования, проведенные И. А. Шаховой (Шахова, 2015), Э. С. Абдулаевой (Абдулаева, 2016), Л. В. Рожковой (Рожкова, 2011). Большое внимание в современных исследованиях уделяется трансформациям семейных ценностей молодежи. Можно отметить исследования проведенные ВЦИОМ[2] и рядом отечественных авторов: Е. Л. Башманова (Башманова, 2016), Н.А. Ростовская (Ростовская, 2013), С. А. Ильиных (Ильиных, 2012).

Р. Инглхарт отмечает, что собранные в ходе масштабных исследований данные показывают на глубокие структурные изменения базовых ценностей жителей индустриальных и постиндустриальных стран во всем мире. Изменения эти связаны с процессом смены поколений, следовательно, происходят постепенно, но обладают долговременным импульсом. Он утверждает, что достижение высоких показателей экономического роста, и, следовательно, высокого уровня экономической безопасности населения стран, первыми осуществивших индустриализацию, привело к тому, что граждане постепенно стали делать больший упор на постматериальных ценностях, отдавая приоритет качеству жизни, а не экономическому росту. Этот сдвиг происходит на всем пространстве наиболее развитых постиндустриальных стран на протяжении последних двух десятилетий, «сопровождаясь сдвигом от политики классового конфликта к политическому конфликту по таким проблемам, как защита окружающей среды, положение женщин и сексуальных меньшинств» (Инглхарт, 1997: 7). «В значительной части мира нормы индустриального общества, с их нацеленностью на дисциплину, самоотвержение и достижения, уступают место все более широкой свободе индивидуального выбора жизненных стилей и индивидуального самовыражения» (Инглхарт, 1997: 5).

Данный процесс актуален и для современного российского общества. На примере семейных ценностей, являющихся одними из основополагающих, базовых категорий традиционного общества, можно проследить изменения, происходящие в структуре ценностных ориентаций молодежи под влиянием глобализационных процессов. Несмотря на то, что семья все еще воспринимается молодым поколением как наиболее важная жизненная ценность, меняется отношение к вопросам создания семьи, ролевым моделям взаимоотношения супругов и т.д. Так, в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ, было выявлено, что семья постепенно перестает быть безусловной ценностью, а брак все чаще рассматривается как партнерство. Современные исследования показывают, что, в отличие от конца 1980-х годов, все меньшее количество людей предпочитают вступать в брак и создавать семьи, а популярность сожительства растет. В 1989 году сторонников регистрации брака было – 89%, в 2014 году – 79%. 12% респондентов отметили, что в наши дни предпочтительно не связывать себя брачными обязательствами (среди 18-24 –летних – 17%)[3]. Ряд региональных исследований показывают более серьезную девальвацию семейных ценностей. Так, С. А. Ильиных изучая отношение студентов Новосибирска и Минска к зарегистрированному браку и сожительству выявила, что большинство респондентов положительно относятся к зарегистрированному браку (Новосибирск: М – 94,4%, Ж – 97,3%; Минск: М – 88,5%, Ж – 96,1%). Однако примерно половина респондентов также положительно оценили и свободное сожительство (Новосибирск: М – 50,0%, Ж – 53,2%; Минск: М – 44,5%, Ж – 43,6%) (Ильиных, 2012: 222). И. А. Шахова отмечает, что большинство студентов Амурской области относятся к сожительству положительно и наблюдается рост числа сторонников данной формы взаимоотношений между мужчиной и женщиной (М: 2010 год – 56%, 2013 год – 72,2%; Ж: 2010 год – 63,4%, 2013 год – 67,2%) (Шахова, 2015: 32). Еще одним важным показателем снижения значимости для молодых людей семейных ценностей является рост числа внебрачных детей. По данным Всероссийской переписи населения, доля детей, которые были рождены вне брака, в период с 1989 года по 2002 год составляет около 30% (Чернова, Шпаковская, 2010: 40).

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Молодое поколение Кабардино-Балкарской Республики, являясь частью российского общества, испытывает на себе такое же влияние глобализационных процессов, которые сказываются на процессах трансформации структуры ценностных ориентаций данной социально-демографической группы. В мае 2016 года Центром социологических исследований КБГУ был проведен социологический опрос, в ходе которого было опрошено 1500 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет. Результаты опроса позволили получить данные, показывающие структуру ценностных ориентаций республиканской молодежи.

Респонденты отметили, что наиболее важной жизненной ценностью для них является – семья, родные и близкие (76,7%). Следующими по значимости идут ценности карьеры/труда (45,64%) и образования (46,15%). Треть молодежи указала на ценность материального достатка – 33,88% (рис. 1). Также, по мнению респондентов, определяющими условиями жизненного благополучия являются – устроенная личная жизнь (53%), карьера, работа (46,6%), физическое и духовное здоровье (41,7%)[4].

Результаты исследования показывают, что, несмотря на то, что ценность семьи все еще высока в молодежной среде республики, ценности присущие обществам Запада (карьера, материальный достаток, образование) достаточно популярны. Можно сделать вывод, о том, что структура ценностных ориентаций населения республики в целом, и молодежи в частности, трансформируется, перенимая унифицированные ценности, насаждающиеся глобализационными процессами во всех уголках мира. Однако ситуация не столь однозначная. Результаты социологического исследования, полученные Лабораторией социологических исследований при кафедре политологии КБГУ в 2000 году, показывают, что среди трех наиболее важных целей в жизни, студентами были отмечены следующие: счастливая и здоровая семья – 61,2%, высокое положение на работе и в обществе – 55,1%, материальный достаток – 52% (Шанибов, Кочесоков, 2000: 136). Сравнивая результаты исследований, проведенных в 2000 году и в 2016 году, можно увидеть, что значимость семьи как наиболее важной ценности для молодежи не убавилась, только выросла. В это же время ценности, карьеры и материального достатка за 16 лет потеряли свою значимость в молодежной среде.

Представленные данные могут создать впечатление, что глобализационные процессы обходят республику стороной, однако, на наш взгляд, это будет ошибочным суждением. Во-первых, большая популярность материального достатка и высокого положения на работе и в обществе среди молодежи в 2000 году обусловлены тяжелым не только политическим, но и экономическим кризисом конца XX века в России. Населению, особенно молодежи, часто негде и не на что было жить. Старые идеалы стремительно обесценивались, а новые не были четко сформулированы. Р. Инглхартом была выдвинута гипотеза ценностной значимости недостающего, которая аналогична принципу убывающего приращения пользы в экономической теории. Согласно данной гипотезе «приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает» (Инглхарт, 1997: 9). В конце 90-х годов XX века и начале XXI века молодежь остро нуждалась в высококвалифицированных рабочих местах, достойной зарплате, качественном жилье, что и отразилось на результатах опроса.

Во-вторых, показательными являются данные о количестве разводов к Кабардино-Балкарии. Для традиционных обществ характерны крепкие семьи. Разводы, распады семьи представляются крайне редкими явлениями в таких обществах и сопровождаются всеобщим порицанием. Данные рисунка 3 показывают, что в республике количество разводов ниже, чем средние показатели по стране. Увеличение количества разводов обычно происходит в годы социально-экономических кризисов, когда появляющиеся бытовые сложности разрушают семейные отношения. Подобные всплески показателей разводов характерны и для Кабардино-Балкарии. В городах, где живет более «продвинутое» население, люди реже склонны в проблемных ситуациях сохранить семью, и предпочитают развестись и жить отдельно. В сельской местности, где все еще сильны традиционные устои общества, семьи распадаются реже (рис. 2).

Анализ данных по разводам в Российской Федерации в целом, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия в частности, подтверждает, что трансформация семейных ценностей происходит неравномерно (рис. 3). Семья все еще имеет определяющее значение в молодежной среде Кабардино-Балкарии, однако, ценность семьи, ее устойчивость под воздействием жизненных трудностей заметно снизилась, что подтверждает сравнительный анализ данных с показателями количества разводов в Ингушетии, население которой сохранило более традиционный уклад жизни.

Следует отметить, один важный региональный аспект. В республиках Северного Кавказа, особенно в Чечне, Ингушетии и Дагестане, широко распространенные практики религиозных браков – нэчыхь. Такие браки совершаются по мусульманскому обряду и регистрируются религиозными служителями. Заключенные подобным образом браки, и, следовательно, разводы, не попадают в официальную статистику. Однако к подобным практикам прибегают семьи, руководствующиеся традиционными ценностями, и разводы крайне редки. В Кабардино-Балкарской Республике официальный брак и нэчыхь заключаются одновременно, что стало неотъемлемым элементом современной культуры. Религиозный брак без официального оформления не получил широкого распространения, и практикуется мусульманской общиной республики.

Заключение (Conclusions). Начало XXI века характеризуется ускорением глобализационных процессов и технологического развития сообществ. Доступ к интернету получают все больше и больше людей, аудитория социальных сетей увеличивается в геометрической прогрессии, локальные, самобытные культуры испытывают на себе возрастающее влияние унифицированных ценностей потребительского общества. В России глобализационные процессы протекают неравномерно, в силу наличия существенной диспропорции в уровне социально-экономического развития регионов. Выделяются высокоразвитые регионы (Москва, Санкт-Петербург), наиболее активно включенные в современные глобализационные процессы, и регионы, значительно отстающие от лидеров в уровне социально-экономического и технологического развития, население которых в своей жизнедеятельности руководствуется ценностями традиционного общества (Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республика Ингушетия и т.д.).

Молодое поколение Кабардино-Балкарской Республики, являясь частью российского общества, испытывает на себе нарастающее давление глобализационных процессов, которые сказываются на процессах трансформации структуры ценностных ориентаций данной социально-демографической группы. Отношение к семье в молодежной среде региона неоднозначное. Высокая популярность семейных ценностей, выявляемая в ходе социологических исследований, соседствует с достаточно высокими, для национальных республик Северного Кавказа, показателями бракоразводных процессов. Представляется, что семейные ценности молодежи республики находятся на переломной стадии, когда позиции традиционных ценностей, передаваемых из поколения в поколения, все еще сильны в обществе, однако с каждым годом все большую популярность приобретают постиндустриальные ценности, пропагандирующие свободу выбора жизненного стиля и самовыражения.

 


[1]Постановлением Верховного Совета РФ об «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» 1993 г. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102023954.

[2]Брак в России: вчера и сегодня // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2807 от 03.04.2015 г. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115214 (дата обращения: 01.07.2019).

[3]Брак в России: вчера и сегодня // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2807 от 03.04.2015 г. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115214 (дата обращения: 01.07.2019).

[4]Аналитическая справка (отчет) по материалам конкретного социологического исследования: «Ценностные ориентации современной молодежи Кабардино-Балкарской Республики» / Исполнители: Кумыков А. М., Шогенов З. А., Чеченов А. М. Нальчик: Каб.-Балк. гос. университет, 2016. С. 10.

[5]Там же.

[6]Федеральная служба государственной статистики. Демография. Браки и разводы. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31268 (дата обращения: 01.07.2019).

[7]Федеральная служба государственной статистики. Демография. Браки и разводы. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31268 (дата обращения: 01.07.2019).

Список литературы

Авдеев Е. А. Трансформация ценностей молодежи Северного Кавказа: социально-философский анализ // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 1. С. 112-116.

Абдулаева Э. С. Антропокультурный кризис и трансформация жизненных ценностей чеченской молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 (63). С. 13-15.

Башманова Е. Л. Социальная готовность регионального студенчества к семье, браку и родительству в призме трансформации ценностей современной молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4 (40). С. 185-198.

Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи: учеб. пособие. Екатеринбург: Науч.-исслед. центр при институте молодежи, 1997. 211 с.

Гугуева Д. А., Фетисова А. В. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 21. № 5. С. 85-92.

Ильиных С. А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 4-1 (20). С. 220-232.

Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 6-32.

Кошарная Г. Б., Рожкова Л. В. Трансформация базовых ценностей современной студенческой молодежи // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 3 (41). С. 290-296.

Лисовский В. Т. Социология молодежи. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 460 с.

Малолетнева И. В., Жираткова Ж. В., Элиарова Т. С. Трансформация ценностей студенческой молодежи: миф и реальность // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2018. № 4. С. 150-155.

Новиченко О. В. Основные тенденции трансформации политических ценностей молодежи современной России // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 50-53.

Ростовская Н. А. Информационные технологии и массовая культура как источники трансформации семейных ценностей молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 2 (30). С. 48-52.

Рожкова Л. В. Модернизационые ориентации и ценности современной студенческой молодежи: монография. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2011. 330 с.

Смирнов В. А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. 2014. № 3 (359). С. 72-80.

Смола Н. В. Трансформация ценностей молодежи в современном российском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 207-212.

Чернова Ж., Шпаковская Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. № 3. С. 19-43.

Шевченко И. В., Шматков Р. Н. Трансформация системы ценностей молодежи в современных экономических условиях // В сборнике: Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Материалы Международной научно-методической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения, НТИ-филиал МГУДТ, 2014. С. 291-294.

Шахова И. А. Трансформация брачных ценностей амурской молодежи // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 31-32.

Шанибов Ю. М., Кочесоков Р. Х. Ценностные ориентации студенческой молодежи // RES PUBLIKA. Альманах социально-политических и правовых исследований. Майкоп, 2000. Вып. 1.

Flanagan S., Lee A. R. The new politics, culture wars, and the authoritarian-libertarian value change in advanced industrial democracies // Comparative Political Studies. 2003. Vol. 36.

Inglehart, R. (1977). The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics. Princeton: Princeton Legacy Library, 1977. 496 p.

Welzel C. The Asian Values Thesis Revisited: Evidence from the World Values Surveys // Japanese Journal of Political Science. 2011. Vol. 12, № 1. Pp. 1-31.

Благодарности

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых (грант МК-2488.2019.6)