16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-2-0-6

Изменение профессионального поведения журналистов в условиях трансформации института СМИ

В современной научной парадигме наметилась необходимость социологической трактовки выполнения журналистами социальных функций в условиях кардинального изменения института средств массовой информации, в силу экономических, социокультурных, технологических изменений последних лет. Трансформация СМИ и медиапространства не только превратила современное общество в медиатизированное, но и серьезно поменяла технологии труда профессиональных журналистов, практики их взаимодействия с блогерами, активистами социальных сетей, бизнес-структурами и органами власти. В статье выделены основные характеристики трансформации института СМИ: 1) внедрение цифровых технологий передачи информации и виртуализация информационного пространства; 2) активная позиция независимых СМИ и новых медиа в изменении общественного сознания, оценок населения; 3) высокая конкурентная борьба субъектов медиапространства; 4) глобализация информационного пространства, размытые границы и унифицированные стандарты. Социальные позиции и функции института СМИ трансформируются вместе с модернизацией общества. В последние десять лет кардинально изменилась структура российского медиапространства, которая в целом соответствует тенденциям изменения социального института: глобализация коммуникационных процессов, связанная с виртуализацией медиапространства, легализацией «сетевых изданий», универсализация и многозадачность профессиональной деятельности журналистов. Журналисты ощущают двойственность профессиональной идентификации: с одной стороны, они являются частью рыночного механизма производства и продажи информации; с другой, они – активные участники гражданских процессов. Большинство медиа-специалистов считает необходимым смыслом профессии участвовать в развитии гражданского общества; при этом только половина связывает профессиональную деятельность с внутренними ее сторонами и назначениями. Профессионально более уверенно чувствуют себя те специалисты, которые работают в традиционных или сетевых изданиях и параллельно ведут свой блог или сотрудничают с независимыми онлайн-платформами. Они чаще реализуют новаторский подход в профессии, способны к совершенствованию и новым функциям института СМИ.

Иллюстрации

Количество просмотров: 125 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 246
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: